Без одобрения людей или определенной их части – мечты, идеи, идеалы среднего человека перестают существовать. Средний человек без одобрения людей рискует потерять почву под ногами. Это непростой конфликт для среднего человека.
И для среднего человека эти идеалы, идеи, мечты и мнения других – своего рода «божество» и одновременно опора, он в них верит и опирается, верит и опирается так же сильно, как и верили, и опирались люди, живущие задолго до нас, в то, что если нет дождя, то это потому, что их бог гневается. И эти древние люди готовы были сделать что угодно, чтобы их бог послал им долгожданный дождь. Для среднего человека мнения других в виде одобрения, поощрения, похвалы – обязательное условие, святая его святых, опираясь на которую он чувствует себя комфортнее.
И он, этот средний человек, и эти древние люди вокруг этой веры, этого «божества» строили свои жизни.
Они строили и строят свои жизни, опираясь на это всеобщее принятое, правильное, строили жизни вокруг того, что неразрывно связано с мнением других.
И обычно, уважаемый читатель, людей не пугает, более того, они вообще не привыкли задумываться о том, что «божество» может быть не таким уж и правильным, обязательным для их личностного счастья.
Чем, кстати, вера в «божество» тупее, чем сильнее и чётче очерчены границы божества, чем больше площадь божества – тем уже грани допустимого, приемлемого.
Об этой вере.
Как средний человек видит верующих во что-то вокруг себя и сам начинает верить в то, во что верят другие. Также, опираясь на веру окружающих древнего человека людей, сам древний человек искренне верил в причину гнева его бога, верил что именно гнев божества является причиной засухи, средний человек опирался на то, что так думали окружающие его люди.
И в обоих случаях средний и древний человеки опираются на мнение других, окружающих их людей, и в них, в других людях, они видят подтверждение существования этого «божества». Древние верят в могущественного бога, современный человек верит в свои идеалы и мечты. Сквозь мнения других эти идеалы и мечты обретают ценность и массу. У древнего человека были любопытные, интересные представления о действительности, о добродетелях, а его современник в этих любопытных представлениях от своего пращура-праотца не то чтобы далеко ушёл.
Средний человек видит, что на эту веру, «божество» опирается определённое количество людей, значительное обычно либо по своему количеству, либо качеству. Средний человек обычно не умеет допускать, что количество верующих не свидетельствует о качестве. Средний человек не имеет обыкновения понимать, что количество верующих может не представлять собой доказательства факта существования «божества».
Опираясь на это «божество», веру в это «божество», средний человек
выстраивает всю свою жизнь, оценивает и её происходящую, и себя сквозь эту происходящую жизнь. И эта вера для среднего человека – точка отсчёта, его альма-матер, его система оценок. Точкой отсчета является то, что базируется на мнениях других, окружающих людей.
И отказаться от неё – это, по сути, предать, разгневать своё божество.
Отказаться от веры в «божество», отказаться от «божества» означает поставить себя, человека, выше своего бога. А это вряд ли выглядит безопасным для среднего человека.